Колхоз «Ростовановский»: тревоги и надежды

В Ставрополе прохладно и через день перепадают дожди. А в Курском районе уже два месяца стоит жара и хоть бы раз с неба что-то капнуло. Трава, жёлтая и сухая, хрустит под ногами как сосновая хвоя. Земледельцы тревожатся: собранное зерно может оказаться щуплым.

В колхозе «Ростовановский» в разгаре уборка.

– Ячмень и горох мы уже убрали, пшеницы на полях осталось 50 процентов, – говорит председатель колхоза Виктор Затолокин. – Начали молотить рапс, которым у нас засеяно 2 тысячи гектаров. Потом будут просо и подсолнечник.

В этом году хозяйство значительно пополнило машинно-тракторный парк новой сельскохозяйственной техникой. Приобрели два комбайна Claas, два John Deere, New Holland, белорусский комбайн ПАЛЕССЕ.

– Техника дорогая, – говорит председатель, – но она себя оправдывает. Испытываем, какая из них лучше, чтобы купить еще. ПАЛЕССЕ – комбайн очень хороший, стоит вдвое меньше иномарки, но в течение всей уборки в нем что-то приходится чинить. Чтобы получить результат, сначала нужно сделать вложения. Берем кредиты (хотя стараемся не сильно в них влезать), иногда пользуемся лизингом. Удобрения вносим, хотя и вдвое меньше, чем требуется: не хватает средств. Нашим светло-каштановым почвам не достает и азота, и фосфора, и калия…

На поле горячая пора, во всех смыслах слова: и солнце жарит во всю мощь, и дел невпроворот. У людей времени на разговоры не много.

Валерий Тузов больше 20 лет назад окончил Прохладненское профтехучилище, прошел армию. И с тех пор работает механизатором в хозяйстве. С детства был рядом с отцом на тракторе, его двое сыновей так же. Один сейчас работает водителем, второй – только вернулся из армии, чем будет заниматься, еще не решил. Трактору Валерия Михайловича уже десять лет, но работает он исправно: механизатор заранее позаботился о своем «кормильце», отремонтировал. Известное дело: как подготовишь технику, так и поработаешь.

– Сейчас мы пашем зябь, делаем иной раз и по две нормы, – говорит Тузов. – Между собой соревнуемся, в конце сезона подводятся итоги. Я в прошлом году занял первое место по дискованию.

Тракторист Ансор Мустафаев приехал сюда с семьей из Узбекистана в 1989 году. Купил дом, пришел на работу в хозяйство. Благо, у себя на родине успел выучиться на механизатора. Первые три года работал на гусеничном тракторе, потом получил более современную технику. Сейчас трудится на новеньком Беларусе. Это право надо заслужить.

– Мы сейчас занимаемся лущением пашни под пары после гороха, – рассказывает механизатор. – До полутора норм не дотягиваем, но больше нормы удается сделать. Работа сейчас продолжается весь световой день: самое горячее время, уборка. Погода пока позволяет. С новой техникой хорошо, ремонтировать ее пока не приходилось. А готовим к работе, конечно, сами.

Три уборочных комплекса «Ростовановского» разбросаны по разным полям. Некоторые из них чуть не в 200 километрах от усадьбы. Хозяйству приходится арендовать землю, а найти ее не просто, вот так и получается. Но всех, кто работает в поле, даже так далеко, колхоз кормит горячей пищей: или возят еду, или повариха готовит на месте. Отделения обустроены, на каждом – подсобное хозяйство с животинкой, чтобы всегда было свежее мясо. Садовая бригада колхоза выращивает яблоки, сливы и виноград, так что в сезон на обеденных столах всегда свежие фрукты. Мы застали работников бригады за обрезкой винограда.

А на колхозной пекарне смена к тому времени закончилась, заведующая Валентина Ильченко, пекари Марина Болоненко и Ирина Файзулина свое дело на тот день уже сделали. Хлеб здесь пекут из собственной муки (своя мельница тоже есть). Ассортимент богатый: хлеб «кирпичиком» и круглый, сайки, обычные батоны и багеты, сдобные булочки с изюмом и вареньем. Так что ни хлеборобы, ни жители хуторов никогда не испытывают нужды в качественном хлебе.

Несмотря на капризы погоды, особенно на знойный «астраханец»,  способный «украсть» значительную часть урожая, в «Ростовановском» рассчитывают на хорошие результаты. Тем более, что одна недавняя ночь порадовала дождем… Пожелаем колхозным земледельцам удачи! Потому что все, что от них зависело, они сделали.

Ирина Панаско 

Exit mobile version