Чудеса земли калмыцкой

Если вы уверены, что животноводческими хозяйствами вас не удивишь, непременно побывайте в НАО племенной завод «Кировский» Яшкульского района Калмыкии. Богатство и разнообразие животного мира, представленного в одном из ведущих сельхозпредприятий республики, способно поразить даже искушённого исследователя. Но это неудивительно. В хозяйстве трудятся настоящие подвижники аграрной науки и отрасли, которые возрождают и преумножают генетический потенциал животных. Более 20 лет сельхозпредприятием руководит заслуженный работник сельского хозяйства РФ, кандидат сельскохозяйственных наук Бадма Гаряев.

Опыт и профессионализм

Издревле стадо монгольских кочевников включало четыре вида сельскохозяйственных животных: овцы, лошади, верблюды и крупный рогатый скот. Они обеспечивали всем необходимым: мясом и молоком, одеждой и кровом. Именно с таким «набором» животных из Джунгарии к дельте Волги, в Прикаспийскую низменность на рубеже XVI-XVII веков пришли представители ойратских племён монгольского народа, предки калмыков. Здесь и остались, сменив кочевой образ жизни на оседлый.

Все четыре вида традиционного скота выращивают в НАО ПЗ «Кировский». Работая в тесном и плодотворном союзе с учёными Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, Калмыцкого государственного университета, отдела овцеводства Калмыцкого НИИ сельского хозяйства РАН, сельхозпредприятие получило широкую известность в научном мире. Хозяйство имеет статус племенного завода по овцам калмыцкой курдюч­ной породы и верблюдам калмыцкой породы, а также племенного репродуктора по калмыцким породам коров и лошадей. Впрочем, видовое разнообразие животного мира на этом не ограничивается. Но не будем раньше времени раскрывать все секреты и чудеса уникального хозяйства.

История НАО ПЗ «Кировский» берёт начало в 1951 году. Совхоз был организован на территории бывших отгонных пастбищ Ростовской области. Однако к концу 50-х годов Калмыкии вернули статус автономии, а калмыцкий народ, подвергнутый жесточайшим репрессиям и депортированный в 1943-1944 годах в Сибирь, реабилитировали, позволив вернутся на родные земли.

Потомственные животноводы, калмыки успешно начали возрождать пастбищное скотоводство, вкладывая все силы и душу в развитие производства, укрепляя экономику так несправедливо поступившей с ними страны. Но потом настали сокрушительные для всего сельского хозяйства «лихие» 90-е годы прошлого столетия. Развал СССР, потянув за собой в «чёрную дыру» аграрный сектор, пагубно сказался на судьбе десятков тысяч сельхозпредприятий по всей стране.

Не обошла эта незавидная доля и Калмыкию. В республике резко сокращалось поголовье сельскохозяйственных животных, снижалось производство шерс­­ти и мяса. За несколько лет разрушилось то, что создавалось десятилетиями многими поколениями славных тружеников. Выстоять смогли только те сельхозпредприятия, у руля которых стояли крепкие руководители-­хозяйственники.

Неизвестно, какая участь ждала бы «Кировский», если бы руководить совхозом не доверили опытному специалисту и профессионалу Бадме Гаряеву. Дип­ломированный зооинженер, он окончил Калмыцкий государственный университет и успел проработать на самых ответственных должностях. Возглавив хозяйство, Бадма Есинович не просто сумел спасти его от полного развала, а, как истинный патриот родной земли, вывел производство на созидательный путь стабильного развития и продолжает вести его по этому пути. Под руководством генерального директора Бадмы Гаряева сельхозпредприятие ежегодно завершает год с прибылью. Научные изыскания руководителя и других учёных-­селекционеров, заинтересованных в реализации потенциала животных калмыцких пород, в хозяйстве реализуются на практике.

Импульс для развития

Удивительный человек Бадма Есинович. Там, где другие рутинно тянут лямку, он пытается найти ­какую-­нибудь изюминку и, что характерно, добивается поставленных целей! Достаточно сказать, что за небольшой срок в хозяйстве утвердили три новые породы животных: калмыцкая курдючная порода овец, двугорбый верблюд калмыцкий бактриан и калмыцкая порода лошадей. Это высокие селекционные достижения даже в масштабах страны. Но что самое поразительное, на достигнутых результатах Бадма Гаряев останавливаться не собирается.

Именно НАО ПЗ «Кировский» был определён учёными как базовое хозяйство для выведения новой породы – калмыцкой курдючной овцы. Выбор не случайный. Сельхозпредприятие обладало устойчивой кормовой базой и хорошо поставленной системой селекционно-­племенной работы. За основу были взяты две популяции калмыцких маток и племенные бараны торгудской породы, завезённые из Синьцзян-­Уйгурского автономного района Китая. Результатом прилития «свежей» крови от элитных производителей стало увеличение мясо-сальной продуктивности и получение белой шерсти.

Совершенствование хозяйственно полезных признаков овец новой калмыцкой курдючной породы проводили методом чистопородного разведения. Многолетняя работа завершилась в 2012 году признанием нового селекционного достижения, о чём свидетельствует патент на породу овец калмыцкая курдючная и регистрация в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений Министерства сельского хозяйства России.

— Порода калмыцких курдючных овец обладает очень многими достоинствами и большим потенциалом, – объяснил главный зоотехник НАО ПЗ «Кировский» Юрий Гаряев. – Помимо неприхотливос­ти в содержании и кормлении, в числе основных характеристик породы – скороспелость. Уже к отбивке, проходящей в конце июля, апрельские ягнята набирают до 30-35 килограммов. Животные отлично приспособлены к нашим природно-­климатическим условиям, находятся на круглогодичном пастбищном выпасе.

Бараны-­производители имеют хорошую живую массу – около 90 килограммов, а овцематки достигают веса в 63,5 кг. Представителей породы можно узнать по белому туловищу и черной голове, переходящей в галстук. Животные прекрасно себя чувствуют на природных пустынных и полупустынных пастбищах.

Стоит отметить, что белая шерсть гораздо больше ценится переработчиками. К сожалению, последнее время грубошёрстное руно не так востребовано, как раньше. Но, как известно, времена меняются. Поэтому не стоит исключать шерсть из источников дохода. Зато в последние годы существенно возросла закупочная стоимость мяса. В связи с общемировой тенденцией увеличения спроса на баранину, мясо-сальные породы становятся особенно актуальными.

В «Кировском» продолжается планомерная селекционная работа с курдюч­ными овцами новой породы, создавая импульс для развития высокопродуктивного направления в мясном животноводстве республики.

В настоящее время поголовье овец в хозяйстве насчитывает 20 тысяч голов, вместе с молодняком – свыше 30 тысяч. Приплод ягнят составляет 120 голов от каждой сотни овцематок. Показатель экономической эффективности работы сельхозпредприятия по овцеводческому направлению – стабильный рост поголовья овец и увеличение продуктивности животных.

Возрождение традиций

Верблюд – животное уникальное. Ни один другой вид млекопитающих не обладает такой биологической приспособленностью к условиям пустынь и полупустынь. Он отлично использует плохо поедаемые или вовсе не поедае­мые другими животными растения пус­тынной флоры: колючие кустарники, многие виды солянок, саксаула, полынь и т. д. Верблюд довольствуется солёной и горько-­солёной водой, может переносить жажду и длительное голодание.

Когда-то тысячи двугорбых верблюдов паслись в степях Калмыкии. К сожалению, в наши времена эти величавые животные стали экзотикой. Популяция калмыцких бактрианов резко сократилось. Достойную миссию возрождения одного из традиционных направлений животноводства кочевников и спасения животных от угрозы исчезновения взял на себя «Кировский». Сельхозпредприятие – племенной завод по разведению верблюдов калмыцкой породы. В этой связи стоит отметить, что у генерального директора НАО ПЗ «Кировский» есть почётная обязанность. Бадма Есинович – председатель Ассоциации верблюдоводов России. Со стороны коллег это признание не только высоких организаторских способностей руководителя, но и достижений в верблюдоводстве во вверенном ему хозяйстве.

Калмыцкие бактрианы – это настоящие корабли пустыни, какими их представляет наше воображение. Они признаны самыми крупными, массивными и мощными в мире среди других пород двугорбых верблюдов. Сейчас в племзаводе содержатся около четырёхсот особей, из которых почти 300 – это племенные верблюдоматки.

Калмыцкие бактрианы бывают бурые, чуть темнее или светлее, есть даже белой масти. Круглогодично и круглосуточно верблюды находятся на вольных пастбищах. Они переходят на стойловое содержание лишь в исключительных случаях сильнейшей непогоды. Проблема в том, что, пожалуй, единственным недостатком этих удивительных животных является полная неспособность добывать корм из-под толщи снеговых заносов.

Из всех одомашненных представителей фауны только верблюды дают и мясо, и молоко, и шерсть, и вой­лок. Кроме того, их замечательно можно использовать, как живую тягловую силу. Иными словами, верблюды способны заменить лошадь, корову и овцу вместе взятых.

Вкусно и полезно

Насколько ценными являются продукты верблюдоводства, говорят многочисленные научные исследования. Цельное верблюжье молоко – богатейший источник белков и жиров, витаминов, аминокислот и микроэлементов. Оно ценится не только очень высокими питательными качествами – жирность достигает семи процентов, но и полезными свой­ствами.

— Верблюжье молоко обладает антисептическими свой­ствами, а потому практически не портится, как, например, коровье, – рассказал главный зоо­техник. – Кроме того, при его употреблении есть очень хороший лечебный эффект, доказанный экспериментами. По мнению учёных, верблюжье молоко положительно сказывается на состоянии больных при лечении таких серьёзных заболеваний, как сахарный диабет, туберкулёз и даже онкология.

Верблюжье молоко намного слаще, чем коровье. На вкус – как будто добавили сахар или мёд. Традиционно из молока готовят верблюжий кумыс или, как говорят калмыки, шубат – кисломолочный продукт наподобие кефира.

Верблюжье молоко – не из дешёвых. Один литр стоит тысячу руб­лей. Но даже такая обоснованно высокая цена не отпугивает покупателей. Приобрести целебный продукт приезжают со всего Юга России. Однако в ближайших планах сельхозпредприятия нет производства верблюжьего молока в промышленных масштабах.

Верблюдоводство, как отрасль, характеризует широкий спектр продуктивности. Мясо калмыцких бактрианов также отличается высоким качеством. Как отмечают специалисты, обладая богатыми органолептическими свой­ствами, верблюжатина полезна для нервной и пищеварительной системы. По вкусу она практически идентична говядине, причём особо ценной её категории – мраморному мясу. Верблюжатина пользуется стабильным спросом. В хозяйство приезжают покупатели из Казахстана, Северной Осетии, Карачаево-­Черкессии, Адыгеи, Чечни.

Что касается знаменитой верблюжьей шерсти, то о её уникальных качествах наслышаны, наверно, все. Тонкая, но при этом очень тёплая, она практически не пропускает холода. Особенно это качество ценится аквалангистами. Перед гидрокостюмом они надевают термобельё, которое делают исключительно из верблюжьей шерсти.

С одного верблюда в «Кировском» состригают до семи килограммов шерсти. Полученный продукт верблюдоводства реализуют в России и экспортируют в Китай.

Значительную часть экономики отрасли составляет продажа животных. Намного дороже ценятся племенные особи. Но тем, кто хочет заняться разведением верблюдов, следует учесть, что для этого требуются особые умения и навыки.

— Калмыцкие бактрианы – очень спокойные животные, – объяснил Юрий Гараев. – Они не боятся людей, но при этом очень трудно обучаемы.

Поскольку традиции разведения верблюдов в Калмыкии были практически утеряны, руководитель сельхозпроизводства принял неординарное, но, как оказалось, верное решение. В 2012 году он пригласил в «Кировский» несколько монгольских семей. Предки калмыков, они помогают животноводам хозяйства возродить традиции верблюдоводства.

По признанию монголов, по прошествии веков мало что поменялось. Калмыцкий скот по-прежнему очень схож с монгольским. Исключение – верблюды, которые в Калмыкии значительно прибавили в размерах.

Кстати, сами монголы так и остались кочевниками. В республику они приехали, захватив с собой свои дома – традиционные юрты.

Культура коневодства

Лошади – это особая страсть Бадмы Гаряева. Недаром о далёких предках калмыков есть присказка: «монгол рождается на коне и на коне умирает». Лошадь была не только источником молока и мяса, но и являлась единственным транспортным средством в повседневной жизни, была незаменима в военных походах, во время охоты.

Культура коневодства у калмыков – в крови. Практически в каждой семье держат хотя бы одну лошадь. Сам Бадма Гаряев в юношестве серьёзно увлёкся конным спортом, успешно выступал на скачках. Это увлечение стало делом всей его жизни.

НАО ПЗ «Кировский» – племенной репродуктор по разведению лошадей калмыцкой породы. По своему происхождению калмыцкая лошадь является типичным представителем монгольской породы лошадей. Она создавалась веками под воздействием природно-­климатических условий и традиционного уклада калмыцкого народа. Участие в длительных походах, нередкие периоды бескормицы, суровые условия круглогодичной пастьбы сформировали особый тип животных: выносливых, неприхотливых, хорошо приспособленных к суровой кочевой жизни.

Лошади калмыцкой породы очень крепкие, лёгкие и быстрые. Им присуще отличное здоровье и невосприимчивость к болезням. Толстая кожа сохраняет их от перегрева летом и переохлаждения зимой. Считается, что такие лошади долгое время обходиться без корма, расходуя свой жировой запас. Они приспособ­лены к зимней пастьбе по глубокому и плотному снегу.

Табун лошадей калмыцкой породы в «Кировском» насчитывает тысячу голов. 570 из них – конематки, остальные – жеребцы и молодняк. Лошади – умные животные. Они хорошо знают свою территорию, пасутся в радиусе пяти-шести километров. За ними не приходится следить, как за верблюдами, которые так и норовят ­куда-нибудь забрести. Поэтому и следить за табуном намного проще. Дважды в день, утром и вечером, табунщики проводят своего рода обход, собирая и подсчитывая поголовье.

Однако славится хозяйство не только калмыцкими лошадьми, но и скакунами английской чистокровной верховой, арабской, ахалтекинской, будённовской, донской, карачаевской, кабардинской, кушумской пород. Они постоянные участники и победители республиканских, всероссийских состязаний. Но есть в истории предприятия и факт особого значения. В 2004 году один из скакунов «Кировского» стал участником скачек в государстве Бахрейн и вошёл десятку лучших лошадей мира.

Новаторы животноводства

Калмыцкая порода крупного рогатого скота не нуждается в представлении. Своенравные животные, круглый год они вольно пасутся в степях, не страшась ни зноя и засухи, ни ветров и морозов. В стойла скот загоняют не чаще пяти раз в год: чтобы провести вакцинацию или взять необходимые анализы для исследований.

НАО ПЗ «Кировский» имеет статус племенного репродуктора по разведению калмыцкой породы крупного рогатого скота.

Калмыцкая порода – это разновидность КРС мясного направления. Животные сильные, крупные, красивого, статного телосложения. Достоинства породы можно перечислять долго. Это неприхотливость, относительно большой суточный привес, высокая степень воспроизводительности и выносливость – в поисках пищи стадо может пройти до 50 километров в день.

Есть у этой породы и уникальные особенности. Животные способны наращивать жир, питаясь только сухим подножным кормом. Кроме этого, только эта порода имеет греющий пух и слой защитных волос. С приходом тепла, он меняется на гладкий волос, который великолепно отражает лучи солнца. Это делает возможным выпас бурёнок с самой ранней весны в степи. Такой особенности больше нет ни у одной коровы в мире.

Калмыцкие коровы известны сильным материнским инстинктом. Лишний раз тронуть телёнка никто не рискнёт. Об этом стоит помнить тем, кто хочет заняться разведением крупного рогатого скота калмыцкой породы. Несмотря на то, что это домашние животные, они способны проявить дикий нрав. Впрочем, это же качество помогает породе выжить на вольных пастбищах. Направленные вверх острые, «боевые» рога, имеющие форму полумесяца, призваны защитить потомство от возможных степных врагов.

Бадма Гаряев не чужд экспериментам. Три года назад, заинтересовавшись опытом повышения продуктивности КРС, руководитель приобрёл семь яков. В Монголии яков успешно скрещивают с местными коровами. Полученный гибрид называется хайнаки. У них и мясо значительно вкуснее, и выход молока высокой жирности больше. Пока калмыцкие коровы не слишком привечают «чужестранцев». Но, вспоминая, как поначалу бурёнки шарахались от верблюдов, в хозяйстве уверены, что со времени они привыкнут к диковинным «волосатым» самцам и эксперимент увенчается успехом. Зная Бадму Гаряева, в этом можно не сомневаться.

Новаторству руководителя можно только удивляться. В 2014 году Бадма Есинович закупил в Москве племенных козлов бурской породы. Это очень крупные, массивные животные, которых отличают высочайшие продуктивность и отменные вкусовые характеристики не только молока, но и мяса. Задумкой руководителя стало создание новой породы овец на основе обычных товарных коз. На протяжении нескольких лет над этим работают специалисты хозяйства совместно с учёными Калмыцкого ­НИИСХ и Тимирязевской сельхозакадемии. В скором будущем сельхозпредприятие готовится выступить как оригинатор калмыцкой мясной породы коз.

Кроме того, в прошлом году хозяйство приобрело пять племенных козлов знаменитой пушной оренбургской породы. В апреле получили первый приплод. Так что неудивительно, если в будущем мы услышим о калмыцкой пуховой породе.

Команда профессионалов

Успешную работу сельхозпредприя­тия обеспечивает великолепная команда профессионалов. Ведущие специалисты имеют профильное высшее образование, окончили зоотехнический и ветеринарный факультеты Калмыцкого государственного университета и Ставропольского государственного аграрного университета. Ветеринарную службу представляют главный ветврач Санд­­жи Богдаев и фельдшер Юрий Цетденов. Профессионалы в сфере технологии животноводства, зоотехники: главный зоотехник Юрий Гаряев, кандидат сельскохозяйственных наук Увш Гаряев, Эрдни Гаряев, Зула Оруков. Племенной учёт ведут техники Светлана Далаева и Надежда Мучкаева.

На 40 животноводческих точках хозяйства трудятся более 160 человек. В их числе: знатные животноводы Александр Араев, Шамил Гаджимагомедов, Загир Сулейманов, Шамиль Шарапудинов, Абдулазим Корголоев, Александр Яшкулов, Баатр Боваев, Сергей Болдырев, Магомед Алибеков, Магомедали Муртазалиев, Николай Мангушев, Магомедгаджи Сулейманов, Санджи Гаряев и Вячеслав Бадиев. Добрых слов заслуживают механизаторы: Алексей и Александр Илюхины, Николай Мунухаев, и водители: Виктор Шурцев, Эрдни Очиров и Виктор Давыдов.

Успешная деятельность предприятия невозможна без строгой финансовой отчётности. В бухгалтерии хозяйства трудятся замечательные специалисты: Татьяна Манзаева, Эльза Заргудаева, Алевтина Насакаева, Галина Яшкулова.

Ежегодно НАО ПЗ «Кировский» принимает участие в специализированных животноводческих выставках, таких как Всероссийская овцеводческая выставка в Астрахани и Всероссийская сельскохозяйственная выставка «Золотая осень» в Москве, откуда неизменно возвращается с наградами самого высокого достоинства.

Exit mobile version